Молитва и пост — крылья духовной жизни

IMG_6260- Молитва, являясь одним из самых необходимых условий духовной жизни христианина, всегда требовала от подвижника не только труда и пота, но и соответствующих знаний, для спасительного ее совершения. Нерассудительное к ней отношение, неспособность отличить наставлений святых Отцов, преподанных подвижникам высокой духовной жизни, от наставлений новоначальным, приводили, как правило, ревнителей молитвы к печальным последствиям, к прелести.

Аскетические творения святителя Игнатия (Брянчанинова) являются своего рода святоотеческой энциклопедией духовной жизни. Святитель Игнатий утверждая согласно со всеми святыми, что «молитва есть мать добродетелей и дверь ко всем духовным дарам«, и перечисляя общие требования к правильной молитве, настоятельно указывает при этом на особые условия для того христианина, который становится на путь молитвенного подвига.

Прежде всего, необходимо обратить внимание на причины, по которым христианин приступает к деланию молитвы. «В упражнении молитвой есть свое начало, своя постепенность, свой конец бесконечный. Необходимо начинать упражнение с начала, а не с середины и не с конца<…> Начинают с середины те новоначальные, которые, прочитав наставление<…> данное отцами-безмолвниками<…> необдуманно принимают это наставление в руководство своей деятельности. Начинают с середины те, которые без всякого предварительного приготовления усиливаются взойти умом в сердечный храм и оттуда воссылать молитву. С конца начинают те, которые ищут немедленно раскрыть в себе благодатную сладость молитвы и прочие благодатные ее действия. Необходимо начинать с начала, то есть совершать молитву со вниманием и благоговением, с целью покаяния, заботясь единственно о том, чтобы эти три качества постоянно соприсутствовали в молитве«.

«Основная и первоначальная молитва, должна состоять из прошений о прощении грехов«.

«Упражнение молитвой имеет два главнейших подразделения или периода, оканчивающиеся чистой молитвою<…>IMG_6268-

«В первом периоде предоставляется молящемуся молиться при одном собственном усилии; благодать Божия… не обнаруживает своего присутствия. В это время страсти, скрытые в сердце, приходят в движение и возводят делателя молитвы к мученическому подвигу<…> Первоначальные плоды молитвы заключаются во внимании и умилении… Далее плодом молитвы бывает постепенно расширяющееся зрение своих согрешений и своей греховности, отчего усиливается умиление и обращается в плач«.

По святителю Игнатию, только «во втором периоде благодать Божия являет ощутительно своё присутствие и действие, соединяя ум с сердцем, доставляя возможность молиться не парительно, без развлечения, с сердечным плачем и теплотою; при этом греховные помыслы утрачивают насильственную власть над умом». Но «чтобы достичь второго состояния, необходимо пройти сквозь первое, необходимо проявить и доказать основательность своего произволения, и принести плод в терпении«. При этом, подчеркивает Святитель, «душою и целью молитвы в том и другом состоянии должно быть покаяние«.

По учению Отцов, умная молитва, или соединение ума с сердцем, является высокой ступенью молитвенного подвига, имеющей принципиально важное значение в духовной жизни христианина. Таинственный акт этого соединения совершается, по преподобному Симеону, только на третьем уровне молитвенного подвига и особым действием Божиим. Святитель Игнатий уделяет этому вопросу большое внимание. Прежде всего, Святитель говорит о временных границах этого духовного события: «Мало-помалу молитва устная перейдет в умственную, а потом и в сердечную. Но на переход этот нужны многие годы«. При этом он решительно запрещает искать (мысленно) место в груди, где ум мог бы соединиться с сердцем и, таким образом, человек стал бы способным к переживанию благодатных действий Божиих: «…для новоначального, а мы все новоначальные, искание места сердечного, то есть искание открыть в себе безвременно и преждевременно явственное действие благодати, есть начинание самое ошибочное, извращающее порядок, систему науки. Такое начинание – начинание гордостное, безумное!«. «К преуспеванию в молитве покаяния, – должны стремиться все христиане. «Святые Отцы, – пишет святитель Игнатий, – строго воспрещают употребление способности воображения, повелевают содержать ум вполне безвидным, незапечатленным никакою печатью вещественного воображения«. «Падшие духи, – предупреждает он, – стараются возбудить в нас действие воображения…». «Ум во время молитвы должно иметь и со всею тщательностью сохранять безвидным, отвергая все образы, Христа, святых, рисующиеся в способности воображения… Образы, если их допустит ум в молитве, сделаются непроницаемой завесою, стеною между умом и Богом«.

Святоотеческий опыт свидетельствует, что только постепенный подвиг, имеющий своей целью тщательное исполнение заповедей Христовых, является правильным. И он приводит христианина к познанию своей греховности и неспособности победить страсти своей силой. Усиленно же стремящийся получить благодатные дары непременно придет к тому же, к чему приводит т.н. естественная, безблагодатная мистика. Видения, прозрения, радость, блаженство, экстазы и т.д. Учения различных не православных мистиков ярко свидетельствуют о возможностях достижения очень сильных нервно-психических переживаний, часто связанных с прямыми демоническими воздействиями. Как в любом серьезном деле для его успеха необходимо следовать правилам, так и в молитве постарайтесь следовать правилам данным нам святителем Игнатием Брянчаниновым для спасения нашей души.

Просмотров (65)