Великий Пост

Мы с понедельника вступаем в Великий Пост. Великий он потому что готовит нас ко встречи с Величайшим праздником, Светлым Христовым Воскресением! Что такое пост? И какой пост правильный, а какой ложный? Давайте в месте разберемся!

Пост это добровольное воздержание от количества и качества пищи. Воздержание в количестве, это, вставать из-за стола, немного не доедая. Воздержание в качестве пищи-. Устав Церкви учит, все благочестиво постящиеся строго должны воздерживаться в посте от мяса, сыра, коровьего масла, молока, яиц, рыбы, среди недели от растительного масла и вина, не как от скверных, а как от неприличных посту.

На первой недели великого поста в понедельник и вторник разрешается одна вода, вечером во вторник по немощи допускается для старых и малых хлеб и вода. Со среды не за честность дней, а ради чтения покаянного канона святого Андрея Критского в пищу допускается растительное масло. Во все остальное время поста среди недели сухоядение это вареная растительная пища, но без растительного масла, а в субботу и воскресение положено вареная пища с растительным маслом и вино.
Внутренний пост это воздержание от греха и причин, приводящих к нему. Мы создаем внутреннее расположения сердца и ума. При котором главные заболевания человечества: славолюбие, сластолюбие, сребролюбие и гордыня не могли бы развиваться.
При поверхностном рассмотрении все посты похожи, состоят из внутренних и внешних действий.

И чем же отличается Православный пост, от других?

Целью. Да именно цель поста, отличает его от всех других постов и диет. Цель нашего поста хорошо открывает нам преподобный Симеон Новый Богослов: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи» т.е. болезни, а проще сказать, показывает ему его грехи. Всё остальное это приложение: чистота, сила и прочие подарки от Бога, но главное это видение своих грехов, себя, кто я есть на самом деле. В Церкви это видение называется смирением. По словам преподобного Исаака Сирина: «Воздаяние бывает не добродетели (т.е. не посту!) и не труду ради него, а рождающемуся от этого смирению».
Само по себе воздержание от пищи не дает нам духовной пользы, бесы вообще не едят и не пьют, и остаются бесами. А когда я вижу что я, и только я, виноват в том, что разозлился, по завидовал, осудил, и не могу сам вылечить эти грехи. Я начинаю понимать что мне нужен Христос, Спаситель мира! Что только Он может меня спасти от болезни греха. В этот момент мы начинаем становиться христианами.

Пост — не траур и уныние, сам Христос говорит: «когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры»Пост —  удаление от пустых, глупых и бесполезных действийПост это воздержание каждого по силе его, для приобретения смирения которое является лучшим подарком к светлому Христову Воскресению.

Пост —  прекрасное время для развития духа, души, и тела. Дух развивается от усиленной молитвы, душа от работы, научных трудов, а тело от тренировки в спортзале. Как это всегда было у нас на Руси. Пост так же дает человеку господство над желаниями. Мы часто не замечаем как становимся жалкими рабами своих желаний и думаем что это не проблема, да это не проблема, это большая трагедия! Став рабом желания покушать мы занимаемся обжорством, получаем ожирение и целый букет болячек. И так с любым желанием. Они имеют между собой некое сродство и согласно этого на них действует духовный закон. Который гласит, исполненное осознанно добровольное малое греховное желание, (выпить стакан молочка в пост), влечет за собой более тяжкое желание. Больные алкоголизмом, ожирением это люди порабощенные своими желаниями. Ограничивая себя в пост в еде и подчиняясь на работе начальнику, в школе учителю, в семье родителям, мы тренируем свою способность быть абсолютно свободными. Быть хозяевами своей жизни.

Пост — универсальное аскетическое действие в котором человек нарабатывает способность останавливать желания через контроль за своей точкой внимания. В нас оживает только то куда смотрит наше внимание, мы превращаемся в то о чем думаем. Если это молитва, мы ангелы, если славолюбие, сластолюбие, сребролюбие или гордыня мы падшие твари. В священном писании Христос сказал: «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом».

Тот, кто в пост способен в малом отказаться от стаканчика молочка, кусочка мяса или сладкой конфетки со сгущенкой тот и в большом т.е. в гневе, осуждении ближнего и прочих грехах может им противостоять и обратившись ко Христу победить грех. Тот, кто обманывает себя оправдываясь что не страшно что он ест мясо, главное соседа не есть. Сильно заблуждается, не удержав себя от мяса ты вряд ли удержишься от гнева на ближних твоих.

Протоиерей Владимир Волков

Просмотров (57)