Третья заповедь

29202_600

Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

Видео-версия беседы доступна по ссылкам на следующие ресурсы:

1 Часть (18 октября)

2 Часть (25 ноября)

 

Этой заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без должного благоговения. Произносится имя Божие напрасно, когда упоминается в пустых разговорах, шутках и играх. Законом запрещается вообще всякое легкомысленное и неблагоговейное отношение к имени Божию. Третья заповедь обличает грехи, которые происходят от легкомысленного и неблагоговейного отношения к Богу. Имя Божие должно произносится со страхом и благоговением только в молитве, в учении о Боге и присяге. Разве есть такие, кто смеет поминать всуе страшное и таинственное имя Господа Бога Всевышнего? К великому сожалению это бывает. Когда на небе произносится имя Божие, то склоняются в страхе небеса, звезды сияют ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля Славы Твоея», а святые угодники Божии падают ниц.

Как же тогда смертные уста дерзают поминать Наисвятейшее имя Божие без душевного трепета, без глубокого воздыхания и тоски по Богу? Когда человек лежит на смертном одре, какие бы имена он ни призывал, ни одно из них не способно сделать его храбрым и вернуть душевный мир. Но имя Господа Иисуса Христа, произнесенное хотя бы раз, придает храбрости и водворяет мир в душе человека. Поминание этого утешающего имени облегчает последний вздох его.

Человек! Когда ты разуверился в родных и близких и почувствовал себя одиноким в этом бескрайнем мире или устал от долгого одинокого пути, помяни имя Бога, и оно станет тебе опорой для уставших и отяжелевших рук и ног твоих.

Если ты ученый! Когда ты измучился над разрешением трудной загадки природы и, использовав все возможности своего маленького разума, не можешь найти верный ответ, помяни имя Божие, имя Высшего разума, и свет осветит твою душу и загадка разрешится.

Один золотых дел мастер, работая в своей мастерской, непрестанно употреблял имя Божие всуе т.е. в пустую: или как клятву, или как присказку. Паломник, проходивший через это селение, услышал эти слова и был крайне возмущен. Он громко позвал мастера по имени, чтобы тот вышел на улицу, а сам спрятался. И когда мастер вышел на улицу, он обнаружил, что никого нет. Удивившись, он вернулся в свою мастерскую и продолжил работу. Через некоторое время странник вновь зовет его, а когда тот выходит, делает вид, что совсем не звал его. Сильно разгневанный мастер крикнул страннику: «Искушаешь ли ты меня, странник, или шутишь, когда у меня столько работы? Ты зовешь меня, а потом делаешь вид, что не звал«. Отвечает ему странник миролюбиво: «Воистину, у Бога значительно больше работы, чем у тебя, ты же все время поминаешь Его всуе, а на меня обижаешься за то, что я тебя отвлек. Кто имеет больше оснований сердиться — Бог или ты, золотых дел мастер?» И мастеру стало стыдно. Вернулся он в свою мастерскую и с тех пор держал язык за зубами. Пусть же имя Господне, как неугасимая лампада, непрестанно теплится в нашей душе, в мыслях и сердце, но не касается нашего языка беззначительного и торжественного повода.

В одну больницу приехал на практику доктор; ему дали ассистента, с которым приходилось проводить время с утра до ночи, оперируя и перевязывая больных. Ассистент имел привычку грязно ругаться матом. Он никого не щадил в своих выражениях. Его грязная ругань не миновала даже Бога. Однажды доктора посетил его приятель, приехавший из города. Доктор пригласил приятеля присутствовать на операции. Больному вскрывали гнойник. Гостю стало дурно при виде страшной раны, из которой истекал гной. Вдобавок ассистент доктора, не умолкая, грязно ругался. Не выдержав, гость спросил: «Как можешь ты слушать эти мерзкие богохульные слова?» Доктор отвечал: «Друг мой, я привык к тому, что существуют грязные раны и что из ран часто течет гной. Если на теле больного есть гнойный нарыв, то гной благодаря ране становится видимым, и этот нарыв можно вылечить. Но бывает гной в душе человека, и обнаружить его возможно, лишь когда он истекает через уста. Мой ассистент, ругаясь богохульно, обнаруживает для нас накопившееся зло, которое изливается из его души, как гной из раны«.

Удивительно, даже жабы не ругают Бога, а человек ругает! Почему же жаба имеет гортань лучше, чем у человека? Почему ветер, крестообразно опоясывающий землю, не обращается всуе к имени Божьему, а человек обращается? Почему ветер более богобоязнен, чем человек? Пречудное имя Божие, всесильно, прекрасно и сладко! Пусть умолкнут уста навек, если произнесут его небрежно, нечисто и всуе.

Какие наши действия приводят к нарушению Третьей заповеди и нашему разрушению?

Богохульные речи — это намеренные и умышленные клевета и поругания, произносимые на Бога, Пресвятую Богородицу, Святых и Ангелов. Сюда относятся как публичные выступления и частные разговоры, так и статьи, книги, песни, фильмы соответствующего содержания. Грех этот чудовищный. Он выражает не только само отсутствие веры у богохульника, но и сатанинскую ненависть ко всему, что связано с Богом. Первым богохульником был диавол, который еще в раю возводил хулу на Господа, стараясь ввести в грехопадение Еву.

Кощунство словом отличается от богохульства и ропота на Бога. Последние грехи касаются самого существа Бога и личности святых, а кощунство относится только к тому, что принадлежит Божьим свойствам и свойствам святых. В нем, как правило, нет ни ненависти, ни гнева в отношении к Богу и святым, но содержатся шутки, желание развеселить других и легкомыслие. Кощунство словами выражается, когда любят говорить священными текстами, употреблять церковнославянские слова и обороты, но не для придания духовного направления разговору, а в обыкновенном празднословии, с целью вызвать смех окружающих, обычно это делают люди слабые и неуверенные в себе. Сюда же относятся легкомысленное употребление текстов Священного Писания в печатном слове, намеренное печатание Божественных имен и Богородицы с маленькой буквы, сознательное искажение смысла Священного Писания для подтверждения своих греховных мыслей, насмешливое или грубое выражение о некоторых священнодействиях. Принятие помыслов кощунственного и богохульного содержания и внутреннее согласие с ними: это кощунство в мыслях. Необходимо отметить, что есть богохульные помыслы, насильственно и против нашей воли приносимые в ум диаволом, за них, если они не принимаются, человек ответственности не несет. Такие помыслы должны быть отражаемы молитвой и чтением Писания. И не стоит ужасаться их появлению, так как это один из моментов невидимой духовной войны. Но если человек их сознательно принимает и рассматривает, он, безусловно, виновен. Кощунство действиями — проявляется, как правило, в виде пародирования действий носителей духовного сана, моментов богослужения или нарочито небрежного отношения к святыням. Например, безвременно и неуместно, ради испытания голоса, распевание песнопений Евхаристического канона, подражание диаконскому чтению ектиньи, нарочитое плевание в сторону церкви, ряжение в церковные облачения и тому подобное.

Обвинение Бога в творящихся в мире беззакониях или в личных несчастиях (ропот на Него), еще не заключает в себе ненависти к Богу, но он выражает гнев-досаду на самого Бога. Очевидно, что всякий ропот напрасен и безрассуден: «..кто познал ум Господень? Или кто был советником Ему?» говорит апостол Павел. Как человек, всецело зависящий от Бога, может требовать себе отчета в действиях Божиих? Человек не в состоянии понять истинный смысл происходящего, ибо может рассматривать его только с позиций временной жизни, Бог же видит и конечный результат события, его последствия для нашей вечной жизни. Кроме того, нужно четко помнить, что в мире действуют три воли. Божественная, человеческая и демоническая. Человек выбирает сам, каким путем ему следовать. Это дар Божий — свобода, за неправильное использование которой человек даст ответ в день Страшного Суда. Бог призывает людей только к добру, если же они творят зло, как можно винить за это Бога? Каждый от своих слов и дел или «оправдается, или осудится». Высмеивание и передразнивание архиереев, священников, монашествующих — относится к греху кощунства и является проявлением неуважения к святыни, гордыни и самости кощунника. Некоторые передразнивают диаконов и священников за нечеткое произношение слов, другие передразнивают непонятные им по содержанию проповеди или внешнее поведение священнослужителей. Если вам что-то не понравилось в действиях носителей духовного сана, то надо помолиться за них, чтобы Господь исправил их недостатки. Все мы люди со своими недостатками и пороками. Это надо помнить и уметь быть человеком с широкой душой по отношению ко всем.

Равнодушное отношение и молчание при чьем-либо богохульстве или кощунстве — является грехом малодушия или маловерия. Как можно быть равнодушным, когда при тебе оскорбляют самое святое? Если при детях начнут поносить их родителей, разве оставит их это равнодушными? Тем более если поношение касается Отца нашего Небесного, Пресвятой Богородицы, ангелов или сонма святых? Тех, кто спасает нас или участвует в нашем спасении. Равнодушие при словах богохульника делает нас невольным соучастником этого греха. Если же нет возможности заставить замолчать кощунника, тогда следует покинуть место, где последний находится, хотя бы своим видом и уходом засвидетельствовав отвращение к происходящему греху.

Протоиерей Владимир Волков

Просмотров (74)