Первая Заповедь

 

Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене.

Видео-версия беседы доступна по ссылкам на следующие ресурсы:

1 Часть (7 октября)

2 Часть (14 октября)

3 Часть (21 октября)

Первой заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя и внушает почитать Его — Единого Истинного Бога. Кроме Него, никому не должно воздавать Божеского почитания. Как всемогущий, Бог повелевает; как милосердный, Он открывает Самого Себя и Свою святую волю. Богопознание есть важнейшее из всех знаний. Оно составляет первую и важнейшую обязанность.

Все научные человеческие знания, если они не озарены светом богопознания, теряют свое истинное значение, свой смысл и свою цель. Вместо добра такие знания, могут внести в жизнь много зла. Для приобретения богопознания, то есть для того чтобы научиться познавать истинного Бога, следует читать и изучать Священное Писание (Слово Божие), читать творения святых отцов и учителей Церкви что необходимо для правильного понимания Святого Писания и сохранения себя от извращенного, ложного понимания; стараться чаще посещать храм Божий, потому что все церковные службы, совершаемые в нем, представляют собой наглядное поучение о Боге и делах Его; слушать проповеди пастырей и читать книги религиозно-нравственного содержания, написанные в православном духе. Внимательное рассмотрение природы как творения Божия, а равно и истории рода человеческого, также являют дивные действия Промысла Божия.

Первая заповедь налагает и определенные обязанности богопочитания:
1. Веровать в Бога, то есть иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях. Святой апостол Павел так пишет об этом: «Без веры Богу угодить невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает».

2. Ходить перед Богом, то есть всегда помнить о Боге и все делать и мыслить так, как мы делали бы и думали при непосредственном, то есть видимом для нас Его присутствии, помня, что Бог видит не только наши дела, но и сами помышления.

3.Надеяться на Бога, любить Бога и повиноваться Богу, то есть всегда быть готовыми исполнять Его святые заповеди, и не роптать, когда с нами не происходит событий, соответственных нашим желаниям. Ведь только один Бог знает, что и когда дать, что полезно и что вредно. Поэтому всегда следует искать воли Божией, Его святого промысла, а не добиваться непременного исполнения своих желаний.
Высшая степень любви к Богу есть благоговение, или страх Божий, то есть боязнь удалиться, отпасть от Бога, потерять общение с Ним, через греховные поступки. Безбоязненно исповедовать Бога, то есть перед всеми признавать, что Богочеловек Иисус Христос есть истинный Бог, что православное поклонение Святой Троице есть единственно верное; и не отказываться от своей веры, хотя бы за это исповедание пришлось пострадать или даже умереть. Заповедь Божия не противоречит нашему долгу почитать и молиться святым ангелам и святым угодникам Божиим. Мы чтим их, как верных служителей Божиих, угодивших Ему своей жизнью. Святые ангелы и угодники Божии близки к Богу, поэтому мы просим их о помощи и заступлении в твердом уповании, что Господь, прославляя Своих святых, скорее услышит и наши грешные молитвы. Вот как об этом говорит Слово Божие: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного», в другом месте «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы».

Данная заповедь нарушается Безбожием (атеизмом). Многобожие — вера и почитание вместо единого и истинного Бога, многих мнимых божеств (например, языческое идолопоклонство). Обожествление природы (пантеизм) — ложная вера в то, что все окружающее нас, является божеством. На самом деле, мир произошел не из существа Божия, а из ничего, по всемогущему слову Бога, особо есть мир и особо отличное от мира и личное существо есть Бог. Вера в равносильность добра и зла (дуализм) — ложная вера в существование двух равносильных божеств: доброго и злого. Неверие в бесконечную Любовь Божию и Его нелицеприятие — сомнение в том, что Бог нас всех постоянно и одинаково любит. Невзирая на пол, национальность, возраст. Бог хочет, чтобы всякий человек спасся и пришел в понимание истины. Но, обладая свободой воли, человек может или принять эту любовь или отвергнуть. За что он и дает ответ в день своего частного и всеобщего Страшного Суда.

Какие наши действия приводят к ее нарушению первой Заповеди и нашему разрушению?

Вера в неизбежность судьбы (фатализм). Часто приходится слышать такие слова «чему быть, тому не миновать», «кому на роду написано» и прочие. Здесь мы встречаемся с ложной верой в неизбежность судьбы. Между тем в Священном Писании ясно говорится о свободе воли человека и его ответственности за эту свободу. Господь наш Иисус Христос обыкновенно учил: «…если кто хочет идти за Мною…», «.. .если хочешь быть совершенным…». То есть, человеку предоставлена полная свобода действий, за которую он и отвечает, особенно, в день Страшного Суда.
Грехом является ложное представление о Пресвятой Троице. Ложное мнение о том, что Пресвятая Троица состоит из многих богов. Между тем в послании апостола Иоанна Богослова ясно сказано: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино». Кроме же Пресвятой Троицы нет Бога. Тайна сия велика и ее надо принимать на веру, так как знание данное Богом, невозможно для проверки человеческим опытом.

Неисповедание Иисуса Христа истинным Богом так же грех. Многие еретики и сектанты отрицают Божественную сущность Господа нашего Иисуса Христа, ложно утверждая, что Он был просто человеком, сильно озаренным Святым Духом. Это утверждение противоречит словам Христа «.. .Я в Отце, и Отец во Мне…» «.. .видевший Меня видел Отца…». К человеку, придерживающемуся такого мнения, вполне приложимы слова апостола Иоанна: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это — антихрист, отвергающий Отца и Сына». Неверующий в Иисуса Христа как в Бога, спастись, по слову апостола Павла, не может: «…если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься…».
Мнение, что будто бы Бога достаточно почитать одним духом, что достаточно иметь Бога в сердце, помнить о Нем, а ходить в церковь и поститься не обязательно. Великое заблуждение. Именно для нашего спасения Господь, установил Церковь, духовную иерархию, дал Таинства. «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец», — говорил подвижник III века Тертуллиан. Кто не выполняет всех постановлений Церкви, установленных в Ней Самим Святым Духом и потому необходимых для дела спасения, — Богу угодить не может. Вне Церкви спасения нет. Не соблюдая постов и не приобщаясь к церковным таинствам, человек оказывается совершенно беззащитным пред миром падших духов, попадает под влияние и погружается в царство тьмы. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом», — сказал Господь наш Иисус Христос, изгоняя нечистого духа из отрока. Главная же причина вышеуказанного заблуждения — это лень служить Богу, нежелание ограничивать свои страсти и прилагать усилия для достижения своего спасения. Пассивность (малая ревность, отсутствие старания) в духовной жизни — пассивность в познании христианских истин, учения Христа и Церкви. Нежелание читать Евангелие, святых отцов и другую духовную литературу. Леность к изучению богослужения, догматов веры все это лишает человека духовной жизни убивает радость и рождает уныние, или как сейчас говорят депрессию.
Фанатизм — жестокое и грубое отношение к окружающим на основании неправильно понятого и усвоенного религиозного учения не допустим в Православной Церкви.

Нужно всегда помнить, что Бог есть Любовь. И подражающие Ему также должны любить ближнего. Любовь не командует, не кричит, не угрожает, а прощает, долготерпит и помогает. Поэтому любое проявление высокомерности и жесткости, указывает на то, что человек находится еще очень далеко от истинного богопознания.

Иногда приходится встречаться с ложным мнением, что Господь по великой своей милости помилует всех грешников и даже диавола. Величайшее заблуждение. Живя здесь, на земле, и обладая свободной волей, человек в процессе своего жизненного пути сам выбирает того, с кем ему быть. И если свободная личность утверждается во зле, обрастает греховными навыками и привычками, то насильно (то есть вопреки сложившейся сущности) в Царство Небесное ее никто не приведет. Недаром святые отцы говорили: «Бог потому и благ, что ад сотворил». И действительно, если бы грешник попал в рай насильно, то он бы испытывал там жуткие мучения, находясь в совершенно чуждой и несвойственной для себя среде. Кроме того, ясны и решительны слова Спасителя: «…идите от Меня, проклятые, в огнь вечный, уготованный диаволу и ангелам его…» «И пойдут сии в муку вечную».

Так же встречается ложное мнение, что после смерти сознательной жизни не существует, что сознание, личность человека, исчезают вместе с гибелью тела. Евангелие утверждает совершенно обратное: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить…». Душа умереть и сгнить не может, потому что она не тело. Рассеяться также не может, потому что она не воздух, а тонкая, простая и невидимая сила. Продолжению ее жизни после смерти тела ничего не препятствует, потому что живут же ангелы, не обладая никаким материальным телом. Но и тело человека по свидетельству Священного Писания некогда оживет: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела!» говорит пророк Исаия. Вера в то, что все религии хороши и спасительны — это гибельное мудрование хитросплетенная ложь была обличена еще Господом нашим Иисусом Христом, Который ясно сказал: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники…», «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется…». И действительно, если бы возможно было спастись человеку без Христа, то незачем было приходить Сыну Божию, воплощаться, терпеть унижение, страдание и крестную смерть за род человеческий. Но не было иного пути. Только Христом, только Его благодатной помощью, только через святую Православную Церковь, идет верующий к своему спасению.

Протоиерей Владимир Волков

 

Просмотров (172)