4-я неделя — св. Иоанна Лествичника

Святой Преподобный Иоанн Лествичник, память которого мы празднуем в воскресение, говорит в одном из своих слов: «Мы не будем судимы, мы не будем осуждены за то, что не творили чудес или не возглашали пророчеств; но мы осудимся за то, что не оплакивали своих грехов всю нашу жизнь…» Что же такое грех, если он должен родить в нас такое сокрушение сердечное, чтобы эта сердечная боль – не омрачала, но вдохновляла всю нашу жизнь?
Мы часто думаем, что грех – это нарушение нравственного закона, нарушение долга, неправый поступок. Да это так. Но в грехе есть нечто гораздо более основное, что поистине должно вызывать у нас печаль, и более чем печаль: глубокую, острую боль. Грех – это болезнь, это неверность, грех – это измена, Богу. Потому что грех означает, что когда бы Бог ни обращался к нам, слова Его были маловажны, несущественны для нас, хотя говорил Он к нам из всей Своей Божественной любви, чтобы явить нам, как много мы для Него значим. Как высоко Он ценит нас, если отдал всю Свою жизнь и всю Свою смерть для того, чтобы спасти нас, и чтобы мы поверили в Божественную любовь! Поэтому, когда мы грешим, это означает, что мы отворачиваемся от Того, Кто полюбил нас на жизнь и на смерть. И в результате такого отношения мы беспрерывно нарушаем те законы жизни, которые ведут к жизни вечной, которые сделали бы нас подлинно, совершенно человечными – как Христос был подлинным человеком – в полноте гармонии между Богом и нами. Но все конкретные грехи, которые мы совершаем постоянно, небрежность друг ко другу, безразличие друг ко другу, то, как легко мы судим и осуждаем, как отворачиваемся от нужды других, как мы небрежны к любви – все это от холодности наших сердец.

И не напрасно говорит Христос в Евангелии: «Такой злой дух изгоняется только молитвой и постом». Пост означает, что нужно отвернуться от всего, что соблазнительно прельщает нас и отвлекает прочь от любви, от верности и разрушает нашу цельность. А молитва – это нить связующая нас с Живым Богом, Который есть Любовь, и в Ком Одном только мы можем найти силы и крепость любить. Понятно, поэтому, что когда человек, приводивший своего припадочного ребенка к ученикам, обратился ко Христу и сказал: «Они не могли исцелить его», – Христос ответил: «Приведи его ко Мне!» … Если только нас не приведут ко Христу, все остальные усилия будут пустые. Нас иногда лжепророки стремятся привести к знаниям о последних временах, о грехах священства, об антихристе, они же его ожидают, но только не Христа. А любовь к Богу у них всегда в запрете, они стремятся к расколу и раздору. Как апостолы Бога Живаго всегда и везде говорили о Христе и о Царствии Небесном, так и апостолы сатаны всегда и везде говорят о конце света и об антихристе. Но Бог есть Любовь! По отношению к Богу мы должны бы быть наподобие влюбленных, когда мы можем глядеть вокруг себя и видеть каждого в новом свете, видеть Божественный образ, сияющий в каждом, кого мы встретим, и ликовать о нем. И если только мы не найдем гармонии с Богом, мы будем оставаться разделенными и сломленными внутри самих себя и друг с другом. Вот почему святой Иоанн Лествичник зовет нас обратить абсолютное внимание на то, как мы относимся к Богу, потому что от этого зависит все остальное. Бог – как ключ гармонии, благодаря которому можно расшифровать и спеть мелодию жизни; Он есть Правда, Он – Радость, и свет, и ликование. Обратимся поэтому к тому покаянию, о котором говорит святой Иоанн Лествичник: не к пустому оплакиванию прошлого, не к праздному, бесплодному сожалению о том, что мы не таковы, какими хотели бы быть; но к покаянию, которое есть крик к Богу: Приди, Господи, и приди скоро!.. И если мы будем кричать от всего сердца, от всего ума, от всей нужды нашей, – придет Господь, и в общении с Живым Богом мы обретем себя, и всё станет красотой: и мы вступим в Царство Божие.

Протоиерей Владимир

Просмотров (11)