1-я неделя Великого Поста — Торжество православия

«Торжество́ правосла́вия» — праздник в Православной церкви, совершаемый в первую неделю (воскресенье) Великого поста. Установление праздника связано с событиями Константинопольского собора 843 года, созванного императрицей Феодорой для восстановления иконопочитания в Византийской империи.
В храмах на литургии мы услышим Евангелие оНафанаиле проявившем православную осторожность. Когда Филипп сообщил ему о Христе, он не принял и не отказался, но исследовал слова Филиппа.
Пророчество имеет величайшую силу привлекать некоторых к вере, и его сила более чем сила чудес. Чудеса могут быть представлены призрачно и бесами, а точного предсказания будущего никто не имеет, ни ангелы, ни тем более бесы. Почему и Господь привлек Нафанаила, сказав ему и место, и то, что Филипп звал его, и что он поистине израильтянин. Нафанаил, услышав это, почувствовал величие Господа, насколько было возможно, и исповедал Его Сыном Божиим. Впрочем, хотяи Сыном Божиим исповедует, но не в том смысле, в каком апостол Петр. Петр исповедал Его Сыном Божиим как истинного Бога, и за то Господь ублажает его и вверяет ему церковь. Нафанаил же исповедал Его как простого человека, по благодати усыновленного Богу за добродетель. И это видно из прибавления: Ты — Царь Израилев. Он не достиг еще до совершенного познания истинного Божества Единородного. Он верует только, что Иисус есть человек боголюбезный и Царь Израилев. Если бы он исповедал Его истинным Богом, то не называл бы Его Царем Израиля, но Царем всего мира. За это он и не ублажается, как Петр. Посему и Господь, исправляя его и возводя к уразумению, достойному Его Божества, говорит: будете видеть ангелов Божиих, восходящих и нисходящих над Сына Человеческого. Принимай, говорит, Меня не за простого человека, но за Владыку ангелов. Потому что Кому служат ангелы, Тот не может быть простым человеком, но истинный Бог. Это сбылось при распятии и при вознесении. Как повествует евангелист Лука, и пред страданиями ангел с неба укреплял Его, и при гробе явился ангел, и при вознесении. — Некоторые под «смоковницею» разумели закон, так как он имел плод, на время сладкий, а строгостью законных предписаний и неудобоисполнимостью заповедей был покрыт как бы листьями. Обратите внимание на то, что Господь увидел Нафанаила под смоковницею, или под законом, то есть внутри закона, исследывающим его глубины. Если бы он не исследовал глубину закона, Господь не увидел бы его. «Галилея» — значит низверженная. Господь пришел в низверженную страну всего мира или в естество человеческое и, как Человеколюбец, воспринял нас, находящихся под смоковницею, то есть под грехом, усладительным на время, но с которым соединена и не малая острота по причине раскаяния и тамошних будущих казней, и — тех, которые признают Его Сыном Божиим и Царем Израиля, видящего Бога, избрал Себе. — Если же мы продолжим старание, то Он удостоит нас и больших созерцаний, и мы будем видеть ангелов, «восходящих на высоту божественного знания Его и оп
ять «нисходящих», потому что не достигают полного познания Существа непостижимого. — И иначе: «восходит» некто, когда занимается размышлением о Божестве Единородного; «нисходит», когда охотно занимается размышлениями о воплощении и нисшествии в ад.
“Видишь ли — говорит святой Иоанн Златоуст, — как Христос мало-помалу возводит Нафанаила от земли и внушает не представлять Его себе простым человеком?… Такими словами Господь внушал признать Его Владыкою и Ангелов. Как к истинному Сыну Царя, ко Христу восходили и нисходили эти царские служители: когда благовествовали о Его рождении, когда восклицали: “слава в вышних Богу и на земли мир,”.” Так и нас в эти спасительные постные дни Бог возводит к небесной мудрости царства небесного и жизни вечной.1896447

Просмотров (44)